Орхит

Орхит – воспалительное заболевание яичка.

Причины орхита

• Чаще причиной воспаления яичка становится инфекционный фактор. Причем инфекция может  проникать в яичко как из близлежащих органов (уретра, простата, мочевой пузырь, прямая кишка), так и из отдаленных очагов при ангине, синусите, бронхите, пневмонии и др.
  • Нередко передача инфекции происходит половым путем и в этом случае возбудителями заболевания могут стать урогенитальные инфекции (микоплазма, хламидии) или же специфическая инфекция как гонорея, сифилис.
  • В ряде случаев орхит развивается после вирусных заболеваний, таких как грипп, парагрипп, герпес, корь  и  особенно часто орхит становится грозным осложнением эпидемического паротита.  При эпидемическом паротите орхит может развиться как на третий, так и на десятый день заболевания. В большинстве случаев поражаются оба яичка, и  в связи с этим возрастает риск формирования необратимого мужского бесплодия. Однако даже при двустороннем поражении яичек процент развития бесплодия невысок.
  • Кроме инфекций орхит может быть вызван  травмой или застойными явлениями в области малого таза и половых органов. Это может быть как результат нарушения кровообращения или нарушения оттока семенной жидкости.
  • Часто причинами развития орхита становятся несколько факторов, к примеру, часто застойные явления сочетаются с присоединением патогенной микрофлоры.

Симптомы орхита

Острый орхит

Первым симптомом орхита становятся боли в яичке, которые могут иррадиировать в промежность, пах, крестец или поясничную область. Мошонка на стороне поражения увеличивается в 2 и более раза, складки кожи на ней разглаживаются. Спустя 2-4 дня кожа мошонки становится горячей, гиперемированной, приобретает глянцевый, словно отполированный вид. Пораженное яичко увеличено, резко болезненно при пальпации. С первого дня острый орхит сопровождается симптомами общей интоксикации и гипертермией до 38-39С.

В большинстве случаев, даже при отсутствии лечения, симптомы орхита самостоятельно исчезают в течение 2-4 недель. Иногда воспалительный процесс продолжает прогрессировать, приводя к формированию абсцесса яичка. При нагноении отмечается выраженная гиперемия кожи яичка и резкая болезненность при прикосновении.

Ткань яичка, поврежденная в результате гнойного процесса при абсцессе яичка, вырабатывает меньше спермы. Иногда это становится причиной секреторного бесплодия.

Орхит при эпидемическом паротите может развиться, начиная с третьего дня от начала заболевания и заканчивая первой неделей после выздоровления. У трети пациентов в процесс вовлекаются оба яичка. Нередко исходом острого орхита при эпидемическом паротите становится атрофия яичка.

Хронический орхит

Хронический орхит может являться следствием недолеченного острого орхита. В ряде случаев при хронических воспалительных заболеваниях мочеполовой системы (везикулите, уретрите, простатите) развивается первично хронический орхит.

Для хронического орхита характерна очень скудная симптоматика. Нередко единственным симптомом заболевания становятся слабая болезненность при прикосновении к яичку. При обострении хронического орхита могут возникать боли в яичке при беге и ходьбе.

В результате хронического воспалительного процесса снижается секреторная функция яичек. Это нередко становится причиной бесплодия у мужчин, страдающих хроническим орхитом.

Диагностика орхита

УЗИ при хроническом орхите. Диагноз острого орхита устанавливается на основании данных физикального осмотра уролога и наличия в анамнезе инфекционного заболевания или травмы. Дифференциальная диагностика с острым эпидидимитом может быть проведена на основании объективного исследования. Для острого орхита характерна напряженность кожи мошонки, для острого эпидидимита – отечность. При остром орхите не выявляется увеличение придатка. И в том и в другом случае определяется отек и утолщение семенного канатика, но при остром орхите нет инфильтративных изменений по ходу семявыносящего протока.

Иногда диагностика острого орхита затруднена вследствие реактивной водянки яичка или периорхита. В сомнительных случаях проводится ультразвуковое сканирование и биопсия яичка. При подозрении на абсцесс яичка выполняют диагностическую пункцию и ультразвуковое исследование, подтверждающее наличие жидкого содержимого.