Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь представляет собой одну из наиболее часто встречающихся болезней почек и мочевыводящих путей. В процессе данного заболевания в мочевыводящих путях и почках за счет осаждения и кристаллизации солей образуются конкременты (камни). Они могут иметь различную форму (круглую, угловатую, плоскую). Размер их колеблется от нескольких миллиметров (тогда речь идет о песке в почках) до нескольких сантиметров.

Симптомы мочекаменной болезни

• боль в поясничной области - может быть постоянной или периодической, тупой либо острой. Интенсивность, локализация и иррадиация боли зависят от местонахождения и размера камня, степени и остроты обструкции, а также индивидуальных структурных особенностей мочевых путей.
  • почечная колика - приступообразная боль вызванная камнем, возникает внезапно после езды, тряски, обилиного приема жидкости, алкоголя. Больные беспрерывно меняют положение, не находят себе места, нередко стонут и даже кричат. Такое характерное поведение больного часто позволяет установить диагноз «на расстоянии». Боли продолжаются иногда несколько часов и даже дней, периодически стихая. Причиной почечной колики является внезапное нарушение оттока мочи из чашечек или лоханки, вызванное окклюзией (верхних мочевых путей) камнем. Достаточно часто приступ почечной колики может сопровождаться ознобом, повышением температуры тела, лейкоцитозом.
  • тошнота, рвота, вздутие живота, напряжение мышц живота, гематурия, пиурия, дизурия
  • и другие

Диагностика мочекаменной болезни

Проявления мочекаменной болезни могут напоминать симптомы других болезней органов брюшной полости и забрюшинного пространства. Вот почему врачу-урологу в первую очередь необходимо исключить такие проявления острого живота, как острый аппендицит, маточную и внематочную беременность, желчнокаменную болезнь, язвенную болезнь и др., что необходимо иногда сделать вместе с врачами других специальностей. Исходя из этого, определение диагноза МКБ может быть и трудным и продолжительным, и включает в себя следующие процедуры:

1. Осмотр врачом-урологом, выяснение подробного анамнеза с целью максимального понимания этиопатогенеза заболевания и коррекции метаболических и других нарушений для профилактики заболевания и метафилактики рецидивов. Важными моментами этого этапа являются выяснение:

• рода деятельности;
  • времени начала и характера течения мочекаменной болезни;
  • предыдущего лечения;
  • семейного анамнеза;
  • стиля питания;
  • наличия в анамнезе болезни Крона, операций на кишечнике или метаболических нарушений;
  • лекарственного анамнеза;
  • наличие саркоидоза;
  • наличие и характер течения мочевой инфекции;
  • наличия аномалий мочеполовых органов и операций на мочевыводящих путях;
  • наличия в анамнезе травм и иммобилизации.

2. Визуализацию конкремента:

• УЗИ почек, верхних и нижних мочевых путей;
  • выполнение обзорной и экскреторной урографии или спиральной компьютерной томографии.

3. Клинический анализ крови, мочи, рН мочи. Биохимическое исследование крови и мочи.
4. Посев мочи на микрофлору и определение чувствительности ее к антибиотикам.
5. При необходимости выполняются нагрузочные пробы с кальцием (дифференциальная диагностика гиперкальциурии) и хлоридом аммония (диагностика почечно-канальциевого ацидоза), исследование паратгормона.
6. Анализ камня (при его наличии).
7. Биохимические и радиоизотопные исследований функции почек.
8. Ретроградая уретеропиелография, уретеропиелоскопия, пневмопиелография.
9. Исследование камней по томографической плотности (используется для прогноза эффективности литотрипсии и предупреждения возможных осложнений).