Эндометриоз

Эндометриоз - это разрастание эндометрия, выстилающего внутреннюю поверхность матки, за ее пределами.

Причины эндометриоза

Эндометриоз - это полиэтиологическое заболевание. Это означает, что причин для его возникновения множество.

Наиболее известные и распространенные причины  возникновения эндометриоза следующие:

• гормональные нарушения. Отмечено, что почти у всех пациенток с эндометриозом имеются  изменения в соотношении стероидных гормонов: наблюдается высокий выброс ФСГ (фолликулостимулирующего гормона) и ЛГ(лютеинизирующего гормона). При этом снижается уровень прогестерона, повышается пролактин и нарушается андрогенная функция коры надпочечников;
  • генетическая  предрасположенность - выделяют даже семейные формы эндометриоза. Известны случаи выявления  эндометриоза у восьми дочерей, родившихся от одной матери. Выявлены специфические генетические маркеры, определяющие расположенность женщины к заболеваемости эндометриозом;
  • нарушение иммунитета – при нормальном уровне иммунитета клетки эндометрия не могут выжить вне матки. Защитные функции организма уничтожают клетки эндометрия за пределами внутреннего слоя матки и  не дают им имплантироваться за его пределы. А у женщин с эндометриозом наблюдается иная картина - из-за нарушений иммунной системы, эндометриоидная ткань спокойно продолжает свой рост вне матки или прорастает в тело матки.
  • метаплазия эндометрия - то есть превращение одной ткани в другую. Есть теория о том, что эндометрий, попадая за пределы матки способен превратится в другую ткань. Однако причина метаплазии до сих пор не ясна и вызывает споры в кругу исследователей.

Факторы, провоцирующие возникновение эндометриоза:

К другим вероятным факторам, ведущим к возникновению эндометриоза, относят:

• аборты в анамнезе,
  • влияние экологии,
  • дефицит железа в организме,
  • оперативные вмешательства на органах малого таза (в том числе кесарево сечение, прижигание эрозии шейки матки)
  • ожирение,
  • воспалительные заболевания женских половых органов,
  • ношение внутриматочной спирали,
  • нарушение функции печени и т.д.

Симптомы эндометриоза

• болевой симптом наиболее часто встречающаяся жалоба пациенток. При эндометриозе беспокоят боли в нижних отделах живота и поясничной области различной интенсивности. Болевой синдром резко усиливается  во время менструаций (альгодисменорея) и может носить такой нестерпимый характер, что многие женщины принимают обезболивающие препараты во время месячных. Половые сношения  и дефекации могут вызывать резкие боли в области малого таза, прямой кишки, промежности и в области наружных половых органов;
  • нарушения менструальной функции - характерно появление  мажущих коричневых выделений до и после менструации (за 1-3 дня и в течение 1-7 дней после менструации). Увеличивается количество выделений менструальной крови, менструации удлиняются по продолжительности. Подобная симптоматика может быть обусловлена еще и тем, что к аденомиозу очень часто “плюсуется” миома матки, что еще больше отягощает состояние больных. Иногда беспокоят межменструальные кровянистые выделения, что обуславливается повышением уровня эстрогенов и снижением выработки прогестерона;
  • бесплодие - характерно для “бессимптомного” эндометриоза. В этом случае выявление эндометриоза является находкой. Пациентки годами лечатся от бесплодия до точной постановки диагноза. Нарушение репродуктивной функции, как правило, характерно для генитального эндометриоза маточных труб и яичников. Очень часто подобная форма эндометриоза сочетается  со спаечном процессом в малом тазу, что резко снижает вероятность зачатия;
  • симптомы интоксикации  - возникают наряду с выраженным болевым синдромом: слабость, рвота, тошнота, повышение температуры, озноб, в анализах крови наблюдается повышение лейкоцитов, СОЭ;
  • другие специфические симптомы, характерные для редких форм эндометриоза: при эндометриозе кишечника- усиленная перистальтика кишечника, при эндометриозе мочевого пузыря- учащенное, болезненное мочеиспускание, при выраженной форме- может быть кровь в моче;  при эндометриозе легких- кровохарканье во время менструаций.

Диагностика эндометриоза

• УЗИ органов малого таза с влагалищным датчиком. Метод имеет лидирующее место в диагностике  аденомиоза. На УЗИ можно также выявить эндометриоз яичников, особенно хорошо видны эндометриоидные кисты яичника- доброкачественные неопухолевидные образования;
  • Гистеросальпингография – метод с использованием контрастного вещества, позволяющий оценить степень распространения аденомиоза и проходимость маточных труб( особенно это важно при наличии бесплодия);
  • Гистероскопия - информативный метод для определения диффузной формы аденомиоза. Позволяет увидеть поверхность матки, устья маточных труб и эндометриоидные ходы, которые выглядят как темно-красные точки на фоне бледно-розовой слизистой;
  • Лапароскопия - высокоинформативный микрохирургический метод диагностики, которые позволяет диагностировать любую форму эндометриоза и одновременно провести соответствующее лечение;
  • Анализ крови на СА-125 (маркер эндометриоза) используют как вспомогательный метод диагностики эндометриоза. Уровень СА-125 обычно повышен при эндометриозе. Это определяет тяжесть течения заболевания и позволяет оценить эффективность проводимой терапии.

Объем диагностических исследований определяет гинеколог. Он может варьироваться в зависимости от ситуации: иногда для постановки диагноза достаточно осмотра на кресле и УЗИ органов малого таза, в других случаях только лапароскопия помогает поставить окончательный точный диагноз.

Лечение эндометриоза

Лечение эндометриоза может быть консервативным, оперативным и комбинированным ( и то и другое).

Профилактика эндометриоза.

Профилактику эндометриоза целесообразно проводить как женщинам, которые  когда-то вылечились от эндометриоза, так и тем кто никогда не сталкивался с подобным недугом. Необходимые рекомендации включают в себя:

• регулярное посещение гинеколога  в любом возрасте- раз в полгода, в худшем случае -1 раз в год;
  • своевременное лечение хронических гинекологических заболеваний;
  • борьба с повышенной массой тела- диеты, физические упражнения;
  • половое воздержание в дни менструаций;
  • выбор гормональной контрацепции как основного метода предохранения от нежелательной беременности, отказ от абортов;
  • предотвращение стрессовых ситуаций.