Лечение эрозии шейки матки

Профессиональная клиника гинекологии в москве.

Эрозия шейки матки – это нарушение целостности (изъязвление) или дефект слизистой оболочки влагалищной части шейки матки.
Когда молодой женщине говорят, что у нее эрозия шейки матки, скорее всего речь идет не об истинной эрозии (эндоцервикозе), а о эктопии (псевдоэрозии). Истинная эрозия крайне редко наблюдается врачами гинекологами и связано это с непродолжительностью её существования /не более 1-2 недель/ с последующим переходом в псевдоэрозию.

Эктопия (или псевдоэрозия) - так называют патологическое поражение слизистой шейки, при котором обычный плоский многослойный эпителий замещается цилиндрическими клетками. Она относится к числу наиболее распространенных гинекологических заболеваний и встречается у 15-20% молодых нерожавших женщин. Сама по себе эктопия - доброкачественное или, как говорят врачи, фоновое состояние. Однако оно таит в себе угрозу различных осложнений и как самое грозное – рак!

Виды эрозий шейки матки

"Эрозии шейки матки" - бывают следующих видов:

• Истинная эрозия - это повреждение многослойного плоского эпителия, чаще всего механическим путем.
  • Эктопия (псевдоэрозия) - это смещение цилиндрического эпителия из цервикального канала на влагалищную часть шейки матки.
  • Экторопион - это выворот слизистой цервикального канала, происходит после родов или абортов.
  • Лейкоплакия - ороговение многослойного плоского эпителия.
  • Эндометриоз шейки матки - трансплантация эндометрия из полости матки на поверхность шейки.
  • Так же выделяют различные полипы шейки матки и цервикального канала, остроконечные кондиломы.

Почему возникает эрозия?

Причинами возникновения "эрозий" шейки матки могут быть:

• механическая травма (при частых и грубых половых контактах, родовая травма, аборты и др.) - в результате физического воздействия происходит слущивание многослойного плоского эпителия, после чего часто возникает воспалительный процесс.
  • инфекции, передающиеся половым путем (ИППП) – до 65% у женщин сексуально-активного возраста, особенно ведущих беспорядочную половую жизнь. Поэтому одним из решающих факторов в профилактике развития и эффективного лечения «эрозий» имеет своевременная и точная диагностика ИППП! (подробнее Половая инфекция)
  • воспалительные заболевания органов малого таза (ВЗОМТ) - эндометритом, сальпингитом, оофоритом и др.(подробнее ВЗОМТ)
  • нарушения менструального цикла и гормонального статуса - нестабильность гормонального фона (период полового созревания, различные дисфункции, климактерический синдром и др.);
  • иммунологические изменения - возникновение патологии шейки матки при снижении защитных функций организма;
  • сочетание нескольких причин.

Чем опасна эрозия шейки матки?

Эрозия, прежде всего, является входными воротами для инфекции в верхние отделы гениталий (матка, придатки). Могут возникнуть «проблемы» бесплодия (подробнее бесплодие) (участие шейки в процессе оплодотворения, хронические воспалительные заболевания органов малого таза). Самое опасное осложнение эрозии - возможность ее злокачественного перерождения (онкологическое заболевание). Чтобы этого не допустить, необходимо как можно раньше устранить данный дефект.

Эрозия несложно выявляется при помощи гинекологического осмотра (с помощью зеркал), более точные характеристики дефекта получают с помощью процедуры - кольпоскопии. Необходим также соскоб с патологических участков шейки матки для проведения цитологии, а в некоторых случаях и гистологического исследования. Диагностика в гинекологии - это обязательно для предотвращения последствий.

Как лечить эрозию шейки матки?

Необходимо сразу отметить, что подход к лечению должен быть индивидуальным и комплексным. Прежде всего - точная своевременная диагностика и рациональное лечение ИППП (в случае выявления), иначе все усилия могут быть тщетны. Кроме этого необходимо обязательное клинико-лабораторное обследование полового партнера.

Существуют следующие современные виды лечения эрозии:

1. Консервативное лечение.
  2. Хирургическое лечение (лазертерапия, криодеструкция, радиоволновая хирургия)

Любой разумный человек выберет консервативное лечение, а не хирургию (естественно учитывая показания и противопоказания).
Если эрозия возникает у молодых не рожавших девушек (при отсутствии осложнений), то просто необходимо попробовать обойтись без хирургических методов лечения.

Наша Клиника имеет уникальную методику консервативного (не хирургического) лечения эрозии шейки матки у молодых не рожавших женщин!

Методика заключается в терапии эрозии (эктопии) шейки матки полихроматическим светом широкого оптического диапазона, обладающим противовоспалительным, иммуномодулирующим и регенерирующим эффектами. Проводится процедура на гинекологическом кресле под визуальным контролем специальным аппаратом, излучающим ультрафиолетовую, видимую и инфракрасную часть спектра (в диапазоне 250-1200 нм). Новейшая методика позволяет без хирургического воздействия (разрушения клеточных структур), что особенно важно для молодых не рожавших женщин, ускорить эпителизацию (заживление) патологического очага.

Данная методика подтверждена ПАТЕНТОМ на изобретение, одобрена и разрешена к использованию Министерством Здравоохранения РФ.
В Нашей Клинике проводится непосредственно автором разработанной методики, врачом акушер-гинекологом, кандидатом медицинских наукРажевой Людмилой Евгеньевной.

При наличии противопоказаний к консервативному лечению или показаний для хирургического лечения эрозии, наша Клиника располагает всеми современными методиками:

• Криодеструкция - участок эрозии обрабатывают жидким азотом (сверхнизкая температура), тонким и очень холодным манипулятором поврежденный участок "вымораживается" до здоровой ткани. Восстановление при этом происходит длительно: до четырех недель заживающее место может "сочиться" лимфой.
  • Лазерокоагуляция - участок эрозии подвергается воздействию прицельно действующего хирургического лазерного луча (мощный пучок света). Положительным моментом является возможность изменять глубину воздействия, что позволяет лечить и поверхностные и глубокие эрозии.
  • Метод радиволновой хирургии - последнее достижение в области хирургического лечения эрозии. Обработка проводится с помощью прибора "Сургитрон" (производство ELLMAN, Inc., США). Метод основан на высокой энергии радиоволн, не имеет аналогов в России, прекрасно себя зарекомендовал в различных областях медицины. Обработка эрозии производится без давления на ткань, сводя к минимуму ее повреждение. Кроме этого, полностью исключается электроожог, так как метод основан не на термическом действии, а на "выпаривании" молекул воды из поврежденных клеток. Техника радиохирургии атравматична. Радиоволновой метод лечения заболеваний шейки матки не вызывает образование струпа и рубцов, вдвое сокращает сроки заживления, а главное - сохраняет, благодаря форме конизатора, архитектонику шейки матки. Применение данного метода уменьшает дискомфорт пациенток и делает весьма эффективным проведение ряда гинекологических вмешательств. Радиочастотный прибор "Сургитрон" обладает всеми преимуществами лазера, зачастую превосходя их, но выгодно отличается от последнего минимальным риском для пациентки. (подробнее Сургитрон)

Профилактика эрозии шейки матки.

Обычно никакими неприятными ощущениями развитие эрозии не сопровождается. Поэтому самостоятельно догадаться о ней женщина не может. Разве, что изредка после полового контакта у нее могут появиться небольшие кровянистые выделения.
Необходимо хотя бы раз в полгода - год проводить профилактические осмотры у врача-гинеколога, что позволяет выявить эрозию шейки матки в начальной стадии, когда процесс лечения требует минимальных затрат сил и времени.